Мать-Эхидна (ejidna) wrote,
Мать-Эхидна
ejidna

Category:

Что наша жизнь? Модерн

Пост - классика жанра "а вот и моего кислого яблочка отведай!". Только ленивый за эти недели не сходил в Кропоткинский переулок, не осмотрел подробнейшим образом особняк Дерожинской работы Шехтеля и не запостил об этом фотоотчет.
Ну, и мы сходили. И я в общем-то не собиралась измываться над безвинными френдами, "демагогически тыча" им в нос стописяттысячный раз эти фото. В итоге все-таки ткну, но несколько позже. И речь сейчас не столько о сегодняшнем походе.

Что-то, уж пардон за пафос, взмывает ввысь и становится на крыло в моей достаточно приземленной душе при словах "ар нуво" или "стиль модерн". Как-то несоразмерно много они для меня значат.



Когда-то мне просто нравились "вот эти вот особнячки", мельком замеченные на московских улицах. Ну да, Серебряный век, декаданс всяко-разный, красииииво... А потом случилась одна волшебная прогулка - 12 лет назад, шутка ли. Каждый поворот помню и каждое яркое "ах!", солнце апрельское, тихие переулки, сбегающие к реке, спутанные решетки оград и яркую мозаику фасадов. Должен найтись человек, который тебе откроет этот мир и подтолкнет в распахнутую дверь - смотри, радуйся, дыши этим... К счастью, нашелся. Открыл. Это "бурление живой природы", эти смятенные линии, буйные формы и яркие краски, эту свободу в каждом абрисе, в причудливых изгибах и четких, соразмерных орнаментах, в этих зданиях, которые как будто не построены были из тяжелого камня и вязкого раствора, а сами по себе выросли, расцвели, ушли корнями вглубь и раскинулись кронами ввысь...
Внутри таких домов всегда простор и свет. У них есть характер, и такое впечатление, будто с годами он как-то меняется. Они живые, а не застывшие, и это странно, но факт. Человеческая душа вообще штука сложная, а стиль модерн именно ее мимолетный след в воздухе и пытался поймать архитектурным способом и навечно.

Ничего не имею против классицизма, ампира, барокко и рококо, конструктивизма и разноперого техно. Красота присутствует во всем, если приглядеться - ну, разве что, нет ее в "хрущевском баракко" и брежневском наследии архитектора Панелли-Заржавелли. Но модерн, понимаете ли...

Он всюду разный. Робкий и провинциальный - в Калуге или Смоленске, где хотелось купцам чего-то этакого, но как же без портиков-то? Без колонн? Без пилястр, прости господи?
Холодноватый, северный - в Питере. С сумрачными совами, с белокожими, отстраненно глядящими вдаль с барельефов девушками, путаницей каменных драпри и сплетенных веток. И вдруг - отчаянная рыжеволосая Леди Годива в замусоренном, темном подъезде на улице Восстания. Я бы и не поняла, что она там есть. Но в фотоаппарате сработала вспышка, и при проявке пленки - ой, кто это? Откуда?
Дерзкий, яркий, с готическими отголосками, уверенный и шальной, будто грассирующий - в Париже.
Хитрый, как троллли, в Хельсинки, где на здании старинной аптеки кочевряжатся лесовики из Похьолы, калевальские дед да бабка.
Независимый, перчёный, горделивый и удивительно теплый при этом - в Будапеште и в Страсбурге.
Неудержимо славянский, пышный, пестрый, какой-то танцующий - в Праге.
Удивительный московский, знакомый до мельчайших деталей, если не вживую, то хоть по картинкам.
Вольный, никого и ничего не боящийся - в Барселоне. Сумеречный, горький, страстный и безумный гений - Гауди. Пышная, чрезмерная даже роскошь - Думенеч-и-Мунтанер, с его Каса Навас в городке Реус и домом в знаменитом квартале "Яблоко Раздора" на Пассиж де Грасиа. Парки, продолжающие линию каменных стен, ветви и ветер, завершающие орнаменты.
Насмешливый - в Загребе. Там много модерна, разбросанного по всему городу. Один из домов нас просто поразил в самое сердце. Классика, классика - колонны, портик, окна правильной формы... Только за портиком на углу - нечисть всякая, совы да пеликаны, да орел, крыла распростерший. И колонны не просто так, а будто волной прошли по стене, или это их неудержимо затопило волнами. Хотели, чтоб правильно? Да не вопрос. Вот вам форма, а содержание, извините, не удержишь в привычных рамках.
Долго можно перечислять. Если интересно - можно посмотреть по тэгу "путешествия", там много. Хотя, честно говоря, мои фото и рассказы сильно проигрывают по сравнению с тем, что есть в дружественных журналах mccuntz, uncle_william, domi_nic и др.

Мне, кстати, никогда не приходило в голову смотреть на эти здания и все, что в них есть, с позиции "вот хорошо бы мне такой светильничек домой". Чем отличается стиль модерн - удивительной цельностью и устойчивостью к "растаскиванию на детали". Здесь все зависит от характера заказчика и его внутренней логики, и как ты, интересно, приставишь себе нос досточтимого барселонского фабриканта или уши московского купца?
А вот вольность и пренебрежение к канонам, свобода и естественность, яркая индивидуальность, умение жить, ничего не упрощая и ни на что не скупясь, - о да, это подражания достойно. Хоть и обходится порой очень и очень недешево. Ну так зато и на века сохраняется, как показывает исторический опыт...
Тут ведь как - все очень сложно технически. Рай для заказчика, ад - для того, кто все это придумал и строит.Пойдешь по целине, проектируя, придумывая, находя инженерные решения и "художественные образы". И с авторским надзором со стройки этой просто не вылезешь. И с заказчиками будет вечный бой, вопли о дороговизне, поиск каких-то немыслимых мастеров и мастерских, "чтоб воплотили", чтоб не испортили. Гауди тот же так и не смирился с тем, что "бока" у его знаменитой Касы Мила (Ла Педреры)пришлось из экономии "обрезать". И Саграду Фамилию до сих пор никак не достроят... Ну да, модерн - он такой. Не сэкономишь на материалах, не наймешь тяп-ляп бригаду, не втиснешь лишнюю комнатку на жилые кв.м. Не сведешь до минимума расстояние между окном и дверью, полом и потолком. А ехидные коллеги и просто современники будут язвить и прикалываться буквально надо всем (ну да, в какой-то мере от зависти, но это станет ясно позже, а живем-то здесь и сейчас). И чего это окно скособочилось? А может, обитателям гаудианских домов вместо собак и кошек змей завести "для стильности"? Это ж сколько места зазря пропадает.Это ж какие деньжищи в баловство вбуханы. Скромнее надо быть, как все, как положено, как еще наши деды строили, ишь, моду новую взяли. Да это просто уродство, ни одного прямого угла и линии, пустая трата сил и средств, да и жить тут невозможно нормальному-то человеку... Знакомо, а?
Да только если хватило сил и терпения, если все-таки пробился сквозь любые "зачем" и "да, но", выбрался "своей колеей"... если архитектор, то деньги получишь, славу и новую головную боль в виде новых заказов. А если хозяин - потратишь немерено, зато в некоторой степени поймешь, а кто ты, собственно, из себя есть. И будет тебе счастье, полет, чувство гармонии и простор для души. Возможно, очень ненадолго.

В любом искусстве, вообще во всем, что для нас важно, свой "модерн" есть, только надо приглядеться. И выбрать - а он тебе нужен? Ты к нему вообще готов? Тянешься? Выдержишь?

Кхм. Остапа опять занесло. К теме.
Особняк Дерожинской в Пречистенском переулке - обычное для модерна "неделимое целое", выдержанное в едином стиле и в другом месте неповторимое. Собственно говоря, интерьеры бывшего посольства Австралии сто раз были запечатлены на картинках. И все равно поразили. Кто ж знал, что каминный зал столь огромен, что в окна льется сплошным потоком свет, что на лестнице причудливо сплетаются перила и их тень на стенке, что в зеркалах отражается и повторяется деревянный декор, и эта "игра" явно не случайна. А деревья за окном, когда распустятся, станут частью "заколдованного сада", растущего в комнате на деревянных стенных панелях.
И камин этот высоченный, с белыми фигурами красив необычайно ("в него могут войти полтора человека" - сказала девушка-экскурсовод, которую мы в четверть уха послушали и пошли бродить самостоятельно).

Хорошо, что успели-таки сходить: выставка 2 мая закроется. Народу полно, толпятся у ворот. Правда, в начале часа пускают всех пришедших, а не оговоренные "25 человек" (мы-то боялись, что придется еще час куковать у решетки). Лично я уже приготовилась "идти свиньей", как в очередях гайдаровских времен, - а зря.
Да и люди тамошние проявили лучшие качества. Дядюшка ко мне подошел, пока мы стояли в ожидающей толпе, благообразный, при бороде и очках:
- Вот смотрю я тут всем на уши...
- ????
- Ваша сережка?
И отдал мне серьгу мою, расстегнувшуюся и оброненную, видимо, когда я шлем снимала. Это ж сколько ушей ему по ходу дела изучить пришлось... Трогательно.
Теплый был день, хороший, тоже в стиле модерн: с ветром и простором, свободой и скоростью, ярким светом и первой зеленью, с разговорами о каких-то нормальных, а не выморочных вещах, без баракко и вампира, в общем. Нравится мне такой стиль жизни, очень нравится, всегда бы так.

А фото - не только из особняка (их лучше у более продвинутых на фотопочве людей посмотреть - у Макунц, у Старушки, в сообществах и по ссылкам). Просто выбрала наугад, что под руку попалось. Вэлкам ту зе клаб.

Первые три штуки - Загреб. Тот самый дом "с нечистью под портиками", дверь, дом на одной из улиц в центре. Решетка на последнем фото - тоже загребацкая, украшает музей народного творчества.







Это Реус. Каса Навас работы Думенеч-и-Мунтанера. Внутреннее пространство, лестничный пролет.



Это та самая Леди Годива из Питера.




Это уже особняк Дерожинской.














Грустно, когда в зеркале отражается не живая жизнь, а музейные огородки. Но хоть так. Спасибо, что сохранилось.






А собственно, что наша жизнь? Модерн. Кто скажет, что это не так, - милости просим к нам на дачу.





Но, конечно, в металле оно как-то убедительнее и прочнее.







Tags: культур-мультур, путешествия
Subscribe

  • Электромобиль. Хочу все знать

    Дорогие товарищи френды! А вдруг вы знаете. Имел ли кто-то из вас опыт вождения электромобиля? Есть тут кое у кого идея взять его напрокат во время…

  • Про школьную форму

    Говорят, что тяга к мемуарам - первый признак старости, а первый признак журналистской эммммм... потребности в "виагре" - появление в заметках слова…

  • Пока несут сакэ

    "В меню суши-баров появилось новое блюдо: "Россия". Одна шестая часть суши". Дорогие друзья, вновь припадаю к стопам вашей учености. Мне на новый год…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Электромобиль. Хочу все знать

    Дорогие товарищи френды! А вдруг вы знаете. Имел ли кто-то из вас опыт вождения электромобиля? Есть тут кое у кого идея взять его напрокат во время…

  • Про школьную форму

    Говорят, что тяга к мемуарам - первый признак старости, а первый признак журналистской эммммм... потребности в "виагре" - появление в заметках слова…

  • Пока несут сакэ

    "В меню суши-баров появилось новое блюдо: "Россия". Одна шестая часть суши". Дорогие друзья, вновь припадаю к стопам вашей учености. Мне на новый год…